Проверка исправности состояния кислородного датчика (l-зонда)
Расположенный в выпускном тракте двигателя l-зонд отслеживает содержание кислорода
в потоке отработавших газов. При контакте молекул О 2 с чувствительным элементом
зонда датчик вырабатывает амплитудный сигнал в диапазоне от 0.1 до 0.9 В, в зависимости
от концентрации кислорода. Причем, значению 0.1 В соответствует высокое содержание
О 2 (обедненная смесь), а значению 0.9 В - низкое (обогащенная смесь). РСМ непрерывно
контролирует поступающий с кислородного датчика сигнал, в случае необходимости выдавая
команды на корректировку состава воздушно-топливной смеси за счет изменения продолжительности
открывания инжекторов впрыска. Оптимальное соотношение компонентов горючей смеси,
гарантирующее минимальный расход топлива при наиболее эффективном функционировании
каталитического преобразователя, составляет 14.7 частей воздуха на 1 часть топлива,
- именно его модуль управления и старается постоянно поддерживать, ориентируясь
на поступающую с l-зонда информацию. На рассматриваемых моделях автомобилей используются
два кислородных датчика; первичный расположен в выпускном коллекторе двигателя,
а вторичный - ниже каталитического преобразователя. Путем сравнения уровня содержания
кислорода на участках выпускного тракта выше и ниже каталитического преобразователя
РСМ определяет также эффективность функционирования последнего.
Следует отметить, что кислородный датчик способен вырабатывать сигнальное напряжение
только будучи прогретым до нормальной рабочей температуры (около 320°С). Пока датчик
находится в холодном состоянии, РСМ работает в режиме РАЗОМКНУТОГО КОНТУРА.
Если при прогретом до нормальной рабочей температуры и/или работающем в течение
не менее двух минут двигателе кислородный датчик вырабатывает стабильный сигнал
амплитудой ниже 0.45 В (при оборотах не менее 1500 в минуту), система самодиагностики
заносит в память РСМ соответствующий код неисправности (Р0131 или Р0132). Соответствующий
код заносится также в случае выявления неисправности в цепи нагревателя датчика
(см. Раздел Система бортовой диагностики (OBD) - принцип функционирования и коды
неисправностей).
В случае нарушения исправности функционирования l-зонда или его цепи РСМ переходит
в режим разомкнутого контура, игнорируя поступающую от датчиков информацию и поддерживая
состав воздушно-топливной смеси на некотором заданном уровне, обеспечивающем достаточную
эффективность отдачи двигателя.
Исправность функционирования кислородного датчика зависит от выполнения совокупности
некоторых определенных условий:
a) Электрические параметры: Стабильность вырабатываемого датчиком амплитудного сигнала
низкого напряжения в большой степени зависит от качества контактных соединений цепи
l-зонда, которое и следует проверять в первую очередь в случае возникновения проблем;
b) Подача наружного воздуха: Конструкция l-зонда предусматривает свободную циркуляцию
наружного воздуха внутри датчика. При установке зонда всегда проверяйте проходимость
воздушных каналов;
c) Рабочая температура: РСМ начинает реагировать на поступающую от l-зонда информацию
только после того как датчик будет прогрет до нормальной рабочей температуры (около
320°С). Данный факт следует не упускать из виду при проверке исправности функционирования
зонда;
d) Качество топлива: Исправное функционирование l-зонда становится возможным только
при условии применения для заправки автомобиля НЕЭТИЛИРОВАННОГО топлива!
В дополнение к перечисленным в предыдущем параграфе условиям при обслуживании l-зонда
следует соблюдать некоторые особые меры предосторожности:
a) Кислородный датчик оборудован намертво вмонтированным в него и оборудованным
контактным штекером отрезком электропроводки, попытки отсоединения которого могут
привести к необратимому выходу датчика из строя;
b) Старайтесь не допускать попадания в жалюзи датчика или его электрический разъем
грязи и смазки;
c) Не используйте для очистки кислородного датчика никакие растворители;
d) Обращайтесь с l-зондом крайне бережно, не роняйте его и старайтесь не стряхивать;
e) Силиконовый защитный чехол должен одеваться на датчик строго определенным образом,
чтобы не быть расплавленным и не нарушать исправность функционирования зонда.
ПРОВЕРКА
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Отыщите электрический разъем датчика. С обратной стороны разъема введите разогнутую
канцелярскую скрепку в гнездо контакта сигнального провода (клемма № 1 [+]), вторую
скрепку введите в гнездо клеммы № 2 (масса). Подсоедините к первой скрепке положительный
щуп вольтметра, отрицательный подключите к скрепке введенной в клемму заземления.
Взведите стояночный тормоз, переведите рычаг селектора АТ в положение “Р”, на моделях
с РКПП выберите нейтральную передачу. Поддомкратьте передок автомобиля и установите
его на подпорки.
2. Запустите двигатель и начинайте отслеживать изменения сигнального напряжения
кислородного датчика.
старайтесь не прикасаться к разогретым поверхностями системы выпуска отработавших
газов.
Более медленные флуктуации напряжения вторичного l-зонда являются следствием
действия каталитического преобразователя, так как связанные атомы кислорода в молекулах
СО2 и Н2О воздействуют на чувствительный элемент зонда в гораздо меньшей степени,
чем атомы в составе молекул СО и NОХ.
3. На начальном этапе холодный датчик должен вырабатывать постоянный сигнал амплитудой
0.1 ÷ 0.2 В (режим разомкнутого контура). Спустя около двух минут двигатель достигнет
нормальной рабочей температуры и показания датчика начнут колебаться в пределах
от 0.1 до 0.9 В (режим замкнутого контура). Если система не переходит в режим замкнутого
контура, либо переходит с недопустимо большой задержкой (ленивый датчик), замените
l-зонд.
4. Проверьте также исправность функционирования нагревателя кислородного датчика.
Рассоедините разъем электропроводки зонда и подключите омметр между клеммами нагревателя
(клеммы №№ 3 и 4). Номинальное сопротивление составляет 10 ÷ 40 Ом.
5. Проверьте исправность подачи питания на нагреватель. Рассоедините электрический
разъем и измерьте напряжение на нем со стороны жгута между клеммой № 4 и массой.
При включенном зажигании (не запускайте двигатель) вольтметр должен фиксировать
напряжение батареи. Если питание отсутствует, проверьте состояние электропроводки
на участке цепи между главным реле, РСМ и кислородным датчиком.
6. При отрицательных результатах перечисленных выше проверок, замените неисправный
l-зонд.
Смотрите также:
Поиск причин отказов электрооборудования - Поиск причин короткого замыкания
В первую очередь отсоедините потребитель(и) электроэнергии проверяемого контура
(потребителями электроэнергии, или полезной нагрузкой контура, называются компоненты,
на функционирование которых ра ...
Система предотвращения столкновения (CMBS)
Для автомобилей, оснащенных адаптивной системой круиз-контроля
Основные сведения
Система предотвращения столкновения
(CMBS) помогает водителю избежать столкновения с движущимся впереди автомобилем. ...
Подготовительные действия и перечень ремонтных процедур, которые могут быть
выполнены без извлечения двигателя из автомобиля
Произведите чистку двигательного отсека и наружных поверхностей силового агрегата
с применением одного из широкого спектра специальных растворителей. Такая обработка
позволит избежать попадания гр ...